Рекламу сегодня мы видим практически везде: по телевидению, на улицах, в транспорте, в интернете. Чтобы как-то привлечь внимание именно к своему сообщению в этом потоке, маркетологи и специалисты по рекламе предлагают самые разные решения и порой переходят рамки дозволенного. Считая, что не бывает плохой рекламы, они предлагают варианты привлечения внимания, вызывающие неприятие у той или иной части потребителей. Более того, эффект от одного скандального рекламного плаката порой оказывается куда очевиднее, чем от целой рекламной кампании.
ASA или Advertising Standards Authority – британская организация, контролирующая качество рекламы в стране, ежегодно получает порядка 10000 жалоб на те или иные рекламные ролики, плакаты, баннеры. В России подобной статистики пока не ведется, но негативную реакцию населения реклама вызывает нередко. Какие рекламные решения последних лет оказались наиболее одиозны и неоднозначны.
Сюжет одного из роликов компании Snickers, сделанных для интернета два ремонтника с разных сторон начинают есть батончик Snickers, а дойдя до середины целуют друг друга и приходят от этого в ужас. «Комитет по борьбе за права человека» и «Союз геев и лесбиянок» обвинили авторов ролика в розжиге ненависти к секс-меньшинствам. Показы ролика были немедленно прекращены.
Бренд Benetton известен всему миру не только как марка модной одежды для молодежи, но и как генератор провокационных плакатов о различных общечеловеческих проблемах. Поцелуй Папы Римского и египетского имама, запечатленный на одном из плакатов Benetton, по мнению авторов, призывает людей к веротерпимости, заставляет задуматься об источнике рассовой и религиозной ненависти, подчеркивает, что религиозные взгляды, построенные на табу и стереотипах, разделяют людей, вместо того, чтобы объединять их. Плакат вызвал бурю негодования со стороны католической церкви и представителей ислама.
Меняя схему распространения журнала от подписки к розничной продаже, редакция разместила в Москве более 100 рекламных щитов, где под слоганом «Журнал про то, как делаются деньги» доллар и евро, собственно, и занимаются размножением денег. Кампания продлилась около двух недель, после чего, по требованию главы Комитета по наружной рекламе города Москвы, баннеры были сняты, но слоган продолжает использоваться до сих пор.
Рекламная кампания представляла собой серию плакатов, где диктаторы XX века Гитлер и Сталин занимаются сексом с девушками. Надпись на плакате гласила: СПИД массовый убийца. Кампания вызвала неоднозначную реакцию и в Европе и в России, но оснований для запрета не нашлось.
В рекламном ролике для Volkswagen Polo показан террористический акт: камикадзе намерен взорвать себя на оживленной улице возле кафе. Боевик делает это в машине, но взрыв не выходит за пределы салона. Завершается ролик слоганом, придуманным для этой модели Volkswagen «Маленький, но крепкий». Ролик был запрещен к показу.
В 2002 году лицом компании стал австралиец Тревис Фиммел. 20-метровый баннер со светловолосым молодым человеком, одетым лишь в стринги, был размещен на одной из центральных улиц Лондона. Через несколько дней дорожная полиция обратилась к дому Klein с просьбой убрать баннер. Требование обосновывалось тем, что, по мнению полиции, женщины-водители тормозят или останавливаются, чтобы получше рассмотреть героя билборда, и это провоцирует пробки. Решить ситуацию был призван Британский совет по рекламе, но он не увидел в рекламе ничего предосудительного, и билборд остался на прежнем месте.
Американская марка по производству одежды Weatherproof установила в центре Нью-Йорка билборд, где изображен президент компании в фирменной куртке и надпись «эта отличная куртка, которая замечательно сидит на президенте». Белый дом не одобрил использования образа президента в подобном контексте и добился, чтобы рекламный щит убрали с улиц города.
Еще один образец эпатажной социальной рекламы в нашем списке плакаты по пропаганде донорства. Красивая блондинка в нижнем белье рекламирует совсем не ночной клуб, а привлекает внимание к одной из острых социальных проблем. Надпись на плакате с девушкой в томной позе «стать донором это, скорее всего, твой единственный шанс проникнуть в нее». Несмотря на то, что цель у рекламы благая, нашлись и те, кто сочли откровенность плаката недопустимой.
Реклама джинсов Levi's нередко отличается нестандартными решениями, но не все из них оцениваются положительно. В очередном ролике девушка спешно переодевается в мужском туалете, чтобы скрыться после ограбления банка. На сидящего рядом мужчину она почти не обращает внимания, принимая его за слепого. В конце ролика становится понятно, что девушка ошиблась. Авторов ролика обвинили в неуважении к инвалидам, а сам ролик сочли слишком откровенным, и запретили его демонстрацию.
Рекламируя линию шампуней и мыла для женщин старше 50, компания Dove попыталась показать красивых и ухоженных немолодых женщин в своем ролике. Претензия, предъявленная компании звучала как «очень много обнаженных женщин в возрасте». Ролик запретили показывать по телевидению.
Комментарии