Вручение наград американской академии – премия Оскар, безусловно, становится главным кинособытием года. Обсуждать и сравнивать номинантов, пытаясь угадать, какая именно картина получит самую важную награду – «Оскар» за лучший фильм, критики и зрители начинают задолго до самой церемонии. Однако же, на Американскую киноакадемию ежегодно выливается изрядная доля критики за то, что они, как многим кажется, присуждают «Оскаров» неглубоким и зачастую сделанным по одному шаблону фильмам. В какой-то степени, это является правдой, а понятие «картина, сделанная под «Оскар», хорошо знакомо каждому киноману.
Особенно ярко эта тенденция стала проявляться в последние годы, когда на Оскар, как правило, номинируют фильмы, имеющие следующие сюжетные линии: «Человек (или несколько) в сложной ситуации/преодолевающий трудности», «Маленькая трагедия на фоне трагедии большой (война, катаклизмы, крушение и проч.), а также «История странного человека». К примеру, к первой категории относится номинированный, но не получивший главной награды «Спасти рядового Райана», ко второй – «Титаник», к третьей – «ФорестГамп». Рассмотрим лучшие фильмы, получившие Оскар и разберемся, справедливы ли претензии критиков.
Награда, удивившая всех. В кое-то веки «Оскара» дали не блокбастеру, а серьёзной, вдумчивой, почти философской картине, задающейся вопросом «Куда катится этот мир?». Кроме главного «Оскара», фильм отметили наградами за режиссуру, сценарий и мужскую роль второго плана. Браво киноакадемикам, более чем достойный выбор.
Типичный фильм из первой категории – английский правитель Георг 6 героически борется с собственным дефектом речи. По жанру эта картина представляет собой драму о преодолении самого себя. Однако, награда этому фильму присуждена вполне заслуженно, а блестящая игра Колина Фёрта достойна только восхищения. Кроме главного «Оскара» за лучший фильм, эта картина победила ещё в 3 номинациях: за лучшую мужскую роль, режиссуру и сценарий.
Претендующее на серьёзность кино о межнациональных конфликтах в Америке. По всей видимости, для киноакадемиков главным аргументом «за» стала актуальность этого фильма: как-никак он посвящен одной из самых острых социальных проблем в США (да и не только). В итоге три «Оскара: лучший фильм, лучший сценарий и лучший монтаж.
Присуждение «Оскара» этому фильму стало для многих неожиданностью – ведь главным фаворитом тогда был «Аватар». Однако, академики сочли, что драма о буднях американских солдат в Ираке больше достойна награды, чем приключения американских солдат же на далекой Пандорре. «Повелитель бури» взял аж шесть «Оскаров»: лучший фильм, сценарий, режиссура, звук, монтаж и монтаж звука.
В этом фильме есть все: и немного странный герой, преодолевающий ряд препятствий на пути к своей мечте, и его трагедия на фоне бедственного положения Индии. Эта картина так понравилась академикам, что они присудили ей 9 «Оскров», причем самые престижные награды (фильм, режиссура, сценарий) достались именно «Миллионеру из трущоб». Неплохая, добрая сказочка, изрядно испорченная в нашем дубляже противным голосом Диброва.
Награда полицейской драме Мартина Скорсезе была весьма ожидаемой и никого особо не удивила. В то же время, нельзя сказать, что фильм отметили не заслуженно: хороший сценарий и режиссура, а также отличная игра Леонардо ДиКаприо и Мэтта Дэймона этого достойны. Правда, «Оскара» не получил ни один актер этого фильма: ещё три награды ушли режиссеру, сценаристам и монтажерам.
Картина, снятая «под Оскар», его и получила. История о боксерше, доказывающей всем и себе самой, что женщина может добиться успехов в традиционно мужском виде спорта, пришлась по душе киноакадемикам, что, в общем-то, неудивительно. Помимо награды за лучший фильм, статуэтки присудили Хилари Суонк за лучшую женскую роль, Моргану Фримену за мужскую роль второго плана и Клинту Исвуду за режиссуру.
Относящаяся к типу «история странного человека» картина повествует о нелегкой жизни гениального математика с тараканами в голове. Более чем предсказуемый «Оскар» за лучший фильм. Правда, Рассел Кроу в тот год остался без статуэтки, ещё три награды этот фильм получил за сценарий, режиссуру и женскую роль второго плана.
Последняя часть знаменитейшей трилогии Питера Джексона, огромные кассовые сборы которой сделали «Властелина колец» одним из самых окупаемых фильмов в истории кинематографа. Не отметить такой размах и эпичность было бы преступлением, так что академики расщедрились аж на 11 статуэток: лучший фильм, режиссер, сценарий, грим, костюмы и др.
Неплохой мюзикл с хорошими номерами и прекрасной игрой исполнителей трех главных ролей весьма ожидаемо пришелся по нраву и зрителям, и членам Киноакадемии. На шедевр не тянет, так что по поводу целесообразности вручения главного «Оскара» этому фильму велись споры: по мнению многих, другие претенденты «Банды Нью-Йорка», «Властелин колец», «Часы» и, в особенности, «Пианист» были достойны награды куда больше, чем «Чикаго». Награда за лучший фильм стала не единственной: «Чикаго» присудили ещё пять «Оскаров» за костюмы, декорации, звук, монтаж и женскую роль второго плана.
Комментарии